Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

среда, 20 июля 2011 г.

Планируемые результаты освоения ООП (окружающий мир)

Окружающий мир

Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

          различать (узнавать)
изученные объекты и явления живой и неживой природы;
          описывать на основе предложенного плана изученные объ­екты и явления живой и неживой природы, выделять их основ­ные существенные признаки;
          сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и про­водить простейшую классификацию изученных объектов приро­ды;
          проводить несложные наблюдения и ставить опыты, ис­пользуя простейшее лабораторное оборудование и измеритель­ные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безо­пасности при проведении наблюдений и опытов;
          использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
          использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
          использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
          обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не­живой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к при­роде;
          определять характер взаимоотношений человека с приро­дой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
          понимать необходимость здорового образа жизни, соблю­дения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохране­ния и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

          осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила эко­логического поведения в быту (раздельный сбор мусора, эко­номия воды и электроэнергии) и в природе;
          пользоваться простыми навыками самоконтроля и са­морегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пи­тания и личной гигиены;
          выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных слу­чаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:
          различать государственную символику Российской Феде­рации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву - сто­лицу России, свой регион и его главный город;
          различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить ос­новные (изученные) исторические события с датами, конкрет­ную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
          используя дополнительные источники информации, нахо­дить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и веровани­ям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать ре­альные исторические факты от вымыслов;
          оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
          использовать различные справочные издания (словари, эн­циклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, отве­тов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
          соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

          осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами:
          ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего: оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы:
          наблюдать и описывать проявления богатства внут­реннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообще­ства, страны:
          проявлять уважение и готовность выполнять совмест­но установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официаль­ной обстановке школы.



Промежуточные тематические результаты, характеризующие уровень базовой подготовки учащихся
К концу 1 класса ученики научатся:
Раздел «Человек и природа»
-        характеризовать  времена года,  сезонные  изменения в природе;
-        называть 4-5 растений сада и огорода;
-        называть и отличать по внешнему виду 2-3 комнатных растения,
-         устанавливать  зависимость от условий роста (тепло, свет, вода);
-        различать диких и домашних животных, в т.ч. птиц.

Раздел «Человек и общество»
-        определять время по часам с точностью до часа;
-        называть домашний адрес, имена, отчества и фамилии членов семьи, их род занятий;
-        ориентироваться в понятиях тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая;
-        выбирать одежду в зависимости от  погоды и характера занятий;
-        исполнять правила поведения и гигиены при проведении  режимных процессов;
-        называть город, страну,  в которой мы живем, столицу.

Ученики получат возможность научиться:
-        понимать зависимость изменений, происходящих в живой природе, от неживой;
-        соблюдать режим дня;
-        соблюдать правила безопасного движения с соблюдением правил и знаков дорожного движения;
-        правильно оценивать деятельность сверстников и свою;
-        экономному отношению к электроэнергии, воде.

К концу 2 класса ученики научатся:

Раздел «Человек и природа»
-        получат первые представления о царствах живой природы;
-        различать понятия дерево – кустарник – трава;
-        называть части растений;
-        различать животных   и растения леса, водоемов, луга, поля;
-        различать культурные и дикорастущие растения;
-        получат представления о некоторых свойствах воды и воздуха 

Раздел «Человек и общество»
-        выбирать модель поведения в зависимости от предлагаемых обстоятельств;
-        получат представления об органах чувств;
-        называть достопримечательности своего края, столицы нашей страны;
-        относить себя к определенной национальности, называть не менее 5 народностей России

Ученики получат возможность научиться:
-        осознавать себя как часть природы и человеческого общества;
-        осознавать понятие родина, проявлять в разных формах любви к своему Отечеству;
-        разобраться в понятиях гражданин, Конституция, права граждан, права детей;
-        признавать равноправие людей, принадлежащих к разным народам;
-        понимать взаимосвязь флоры и фауны конкретного сообщества

К концу 3 класса ученики научатся:
Раздел «Человек и природа»
-получат представления о некоторых свойствах горных пород;
-          объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
-объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
-          объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
-          применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.)

Раздел «Человек и общество»
-     отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
-     объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
-     объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество

Ученики получат возможность научиться:
-          находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения; оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
-          доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
-          по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
-          объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
-          замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка, предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


            Образцы учебной деятельности школьников
Человек и общество. Исторический блок
- работа с историческими источниками;
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- сортировка различных информационных источников (летописи, сказки, повести, статьи, изображения, реклама, звукозаписи и т.п.) по признаку их достоверности/недостоверности;
- интервью с родителями (бабушками/дедушками) о событиях прошлого;
- работа в группах с изображениями артефактов прошлого;
- подготовка хронологических карточек (по историческим событиям / персонажам);
- обсуждение и подготовка памяток (о порядке использования источника, о правилах работы с картой,
- подготовка и презентация выставок, сообщений;
- описание изученных исторических событий/ персонажей;
- ролевые игры и драматизации (исторических событий, персонажей);
- подготовка и проведение викторин, конкурсов;
- работа с географической и исторической картами;
- подготовка и «выпуск» сборника творческих работ «Ими годится Россия»;
- посещение исторических, краеведческих музеев;
- разработка и представление сценариев фольклорного представления (Масленица, Рождественские колядки и др.)
Человек и общество. Обществоведческий блок
- обсуждение проблем в группах;
- планирование и выполнение мини-проектов;
- подготовка и проведение конкурсов и викторин;
- подсчет и планирование расходов;
- подготовка визитной карточки «Мой класс», создание общеклассной символики и традиций;
- рассказ о своей школе, классе; подготовка содержания и маршрута экскурсии по классу для гостей школы (родителей);
- обсуждение и составление режима дня ученика, правил поведения в классе;
- путешествие по карте родной страны, края;
- презентации проектных работ;
- подготовка иллюстрированных рукописных книг («Народов дружная семья», «Мой класс», «Моя семья», «Мир профессий», «Памятные места нашего края» и др.);
- интервью с родителями;
Человек и природа. Изучаем природу
- проведение простейших наблюдений и опытов, с использованием простого лабораторного оборудования и измерительных приборов;
- проведение измерений;
- выдвижение и обсуждение гипотез, планов наблюдений или опытов;
- ведение дневников наблюдений, фиксация, упорядочивание и хранение результатов экспериментов;
- описание, сравнение, классификации объектов живой и неживой природы;
- анализ описаний известных объектов живой и неживой природы, игры и загадки («Угадай, кто это?);
- заполнение предложенных классификационных схем для нескольких объектов;
- поиск информацию в популярной литературе о природе в справочных изданиях и словарях, в иллюстрированных определителях растений, атласах, картах;
- просмотровое, поисковое, выборочное, детальное чтение популярных естественнонаучных текстов с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации;
- обсуждение и подготовка памяток по выбору вида справочного издания, различным стратегиям поиска необходимой информации и порядке действий при работе с популярной литературой и справочными пособиями;
- составление библиографии (из предложенного список книг и/или статей);
- соотнесение информацию из двух разных частей одного текста или двух разных текстов;
- создание рассказов-описаний, текстов-рассуждений по заданной теме;
- планирование и проведение мини-исследований;
- обсуждение различных экологических проблем;
- составление каталогов и подборок книг, энциклопедий, электронных изданий подборки информации об охраняемых территориях, заповедниках, животных и растениях.
Человек и природа. Здоровье и безопасность
- наблюдение за режимом дня и питания, за самочувствием с фиксацией отдельных параметров (настроение, сон, аппетит, желание заниматься физическими упражнениями и т.п.);
- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений, оценка и оптимизация недельного меню, режима дня, рациона питания;
- исследование зависимости частоты дыхания и пульса от длительности выполнения физических упражнений;
- подготовка презентаций об основных функциях отдельных систем органов в организме человека;
- проведение экскурсий;
- демонстрация правил оказания первой помощи при порезах, ушибах и кровотечениях из носа.
Человек и природа. Природные объекты и явления
- проведение опытов по определению характерных свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы, отдельных полезных ископаемых;
- сравнение внешнего вида и отдельных свойств однородных веществ/ тел, растений/ отдельных частей растений;
- сравнительные классификации тел и веществ, растений, грибов, животных;
- планирование и проведение мини-исследований (рост и развитие растений);
- наблюдения (сезонные изменения в жизни растений, поведение домашних животных, природные явления);
- изучение условий, необходимых для жизни растений, их строения, роли листьев, корней в жизни растений;
- изучение механизмов протекания некоторых природных явлений;
- рассказы-описания (свойства различных веществ, их роль в природе, исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы, природные зоны, роль растений и грибов в природе, отдельные представители различных классов животных,
- схематические описания некоторых явлений и процессов (круговорот воды, пути размножения,
- работа с определителем животных и растений.
Человек и природа. Планета Земля
- проведение наблюдений (звездное небо, сезонные изменения, длительность дня и ночи, высота Солнца на горизонтом) и фиксация результатов наблюдений;
- выявление закономерностей (связь между длительностью дня и ночи с  высотой Солнца, связь сезонных изменений с высотой Солнца,
- работа с картой звездного неба, соотнесение созвездий на карте и на небе;
- обсуждение плана и критериев оценки для ряда описаний (природных зон, природных сообществ, различных природных объектов и др.), самоанализ выполненных работ;
- описание характерных особенностей природных условий в различные времена года;
- работа с динамическими моделями, демонстрация строения солнечной системы, связи наклона земной оси и неравномерности получения тепла различными областями Земли со сменой времен года; связи между сменой дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, связи смены времен года с наклоном земной оси и вращением Земли вокруг Солнца;
- работа с физической картой полушарий и моделями, демонстрация материков и океанов, различных форм земной поверхности (равнин, гор, холмов, оврагов), водоемов (океанов, морей, рек, озер, прудов);
- создание моделей основных форм земной поверхности;
- подготовка памяток (по работе с картой, динамическими моделями, по сбору информации о природных объектах и др.);
- соотнесение плана местности с изображением той же местности, с реальной местностью, ориентирование на местности;
- работа со справочными материалами, атласом, учебной и справочной литературой;
- сравнение климатических условий в разных природных зонах нашей страны, условий и характерных особенности разных природных зон, их обитателей;
- описание природных сообществ родного края (луг, лес, водоем);
- выявление и установление некоторых взаимосвязей в природных сообществах, примеров приспособления растений и животных к среде обитания;
- экскурсии на природу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий