Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

среда, 20 июля 2011 г.

Планируемые результаты освоения ООП (окружающий мир)

Окружающий мир

Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

          различать (узнавать)
изученные объекты и явления живой и неживой природы;
          описывать на основе предложенного плана изученные объ­екты и явления живой и неживой природы, выделять их основ­ные существенные признаки;
          сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и про­водить простейшую классификацию изученных объектов приро­ды;
          проводить несложные наблюдения и ставить опыты, ис­пользуя простейшее лабораторное оборудование и измеритель­ные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безо­пасности при проведении наблюдений и опытов;
          использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
          использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
          использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
          обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не­живой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к при­роде;
          определять характер взаимоотношений человека с приро­дой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
          понимать необходимость здорового образа жизни, соблю­дения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохране­ния и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

          осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила эко­логического поведения в быту (раздельный сбор мусора, эко­номия воды и электроэнергии) и в природе;
          пользоваться простыми навыками самоконтроля и са­морегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пи­тания и личной гигиены;
          выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных слу­чаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:
          различать государственную символику Российской Феде­рации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву - сто­лицу России, свой регион и его главный город;
          различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить ос­новные (изученные) исторические события с датами, конкрет­ную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
          используя дополнительные источники информации, нахо­дить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и веровани­ям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать ре­альные исторические факты от вымыслов;
          оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
          использовать различные справочные издания (словари, эн­циклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, отве­тов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
          соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

          осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами:
          ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего: оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы:
          наблюдать и описывать проявления богатства внут­реннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообще­ства, страны:
          проявлять уважение и готовность выполнять совмест­но установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официаль­ной обстановке школы.



Промежуточные тематические результаты, характеризующие уровень базовой подготовки учащихся
К концу 1 класса ученики научатся:
Раздел «Человек и природа»
-        характеризовать  времена года,  сезонные  изменения в природе;
-        называть 4-5 растений сада и огорода;
-        называть и отличать по внешнему виду 2-3 комнатных растения,
-         устанавливать  зависимость от условий роста (тепло, свет, вода);
-        различать диких и домашних животных, в т.ч. птиц.

Раздел «Человек и общество»
-        определять время по часам с точностью до часа;
-        называть домашний адрес, имена, отчества и фамилии членов семьи, их род занятий;
-        ориентироваться в понятиях тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая;
-        выбирать одежду в зависимости от  погоды и характера занятий;
-        исполнять правила поведения и гигиены при проведении  режимных процессов;
-        называть город, страну,  в которой мы живем, столицу.

Ученики получат возможность научиться:
-        понимать зависимость изменений, происходящих в живой природе, от неживой;
-        соблюдать режим дня;
-        соблюдать правила безопасного движения с соблюдением правил и знаков дорожного движения;
-        правильно оценивать деятельность сверстников и свою;
-        экономному отношению к электроэнергии, воде.

К концу 2 класса ученики научатся:

Раздел «Человек и природа»
-        получат первые представления о царствах живой природы;
-        различать понятия дерево – кустарник – трава;
-        называть части растений;
-        различать животных   и растения леса, водоемов, луга, поля;
-        различать культурные и дикорастущие растения;
-        получат представления о некоторых свойствах воды и воздуха 

Раздел «Человек и общество»
-        выбирать модель поведения в зависимости от предлагаемых обстоятельств;
-        получат представления об органах чувств;
-        называть достопримечательности своего края, столицы нашей страны;
-        относить себя к определенной национальности, называть не менее 5 народностей России

Ученики получат возможность научиться:
-        осознавать себя как часть природы и человеческого общества;
-        осознавать понятие родина, проявлять в разных формах любви к своему Отечеству;
-        разобраться в понятиях гражданин, Конституция, права граждан, права детей;
-        признавать равноправие людей, принадлежащих к разным народам;
-        понимать взаимосвязь флоры и фауны конкретного сообщества

К концу 3 класса ученики научатся:
Раздел «Человек и природа»
-получат представления о некоторых свойствах горных пород;
-          объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
-объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
-          объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
-          применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.)

Раздел «Человек и общество»
-     отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
-     объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
-     объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество

Ученики получат возможность научиться:
-          находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения; оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
-          доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
-          по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
-          объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
-          замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка, предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


            Образцы учебной деятельности школьников
Человек и общество. Исторический блок
- работа с историческими источниками;
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- сортировка различных информационных источников (летописи, сказки, повести, статьи, изображения, реклама, звукозаписи и т.п.) по признаку их достоверности/недостоверности;
- интервью с родителями (бабушками/дедушками) о событиях прошлого;
- работа в группах с изображениями артефактов прошлого;
- подготовка хронологических карточек (по историческим событиям / персонажам);
- обсуждение и подготовка памяток (о порядке использования источника, о правилах работы с картой,
- подготовка и презентация выставок, сообщений;
- описание изученных исторических событий/ персонажей;
- ролевые игры и драматизации (исторических событий, персонажей);
- подготовка и проведение викторин, конкурсов;
- работа с географической и исторической картами;
- подготовка и «выпуск» сборника творческих работ «Ими годится Россия»;
- посещение исторических, краеведческих музеев;
- разработка и представление сценариев фольклорного представления (Масленица, Рождественские колядки и др.)
Человек и общество. Обществоведческий блок
- обсуждение проблем в группах;
- планирование и выполнение мини-проектов;
- подготовка и проведение конкурсов и викторин;
- подсчет и планирование расходов;
- подготовка визитной карточки «Мой класс», создание общеклассной символики и традиций;
- рассказ о своей школе, классе; подготовка содержания и маршрута экскурсии по классу для гостей школы (родителей);
- обсуждение и составление режима дня ученика, правил поведения в классе;
- путешествие по карте родной страны, края;
- презентации проектных работ;
- подготовка иллюстрированных рукописных книг («Народов дружная семья», «Мой класс», «Моя семья», «Мир профессий», «Памятные места нашего края» и др.);
- интервью с родителями;
Человек и природа. Изучаем природу
- проведение простейших наблюдений и опытов, с использованием простого лабораторного оборудования и измерительных приборов;
- проведение измерений;
- выдвижение и обсуждение гипотез, планов наблюдений или опытов;
- ведение дневников наблюдений, фиксация, упорядочивание и хранение результатов экспериментов;
- описание, сравнение, классификации объектов живой и неживой природы;
- анализ описаний известных объектов живой и неживой природы, игры и загадки («Угадай, кто это?);
- заполнение предложенных классификационных схем для нескольких объектов;
- поиск информацию в популярной литературе о природе в справочных изданиях и словарях, в иллюстрированных определителях растений, атласах, картах;
- просмотровое, поисковое, выборочное, детальное чтение популярных естественнонаучных текстов с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации;
- обсуждение и подготовка памяток по выбору вида справочного издания, различным стратегиям поиска необходимой информации и порядке действий при работе с популярной литературой и справочными пособиями;
- составление библиографии (из предложенного список книг и/или статей);
- соотнесение информацию из двух разных частей одного текста или двух разных текстов;
- создание рассказов-описаний, текстов-рассуждений по заданной теме;
- планирование и проведение мини-исследований;
- обсуждение различных экологических проблем;
- составление каталогов и подборок книг, энциклопедий, электронных изданий подборки информации об охраняемых территориях, заповедниках, животных и растениях.
Человек и природа. Здоровье и безопасность
- наблюдение за режимом дня и питания, за самочувствием с фиксацией отдельных параметров (настроение, сон, аппетит, желание заниматься физическими упражнениями и т.п.);
- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений, оценка и оптимизация недельного меню, режима дня, рациона питания;
- исследование зависимости частоты дыхания и пульса от длительности выполнения физических упражнений;
- подготовка презентаций об основных функциях отдельных систем органов в организме человека;
- проведение экскурсий;
- демонстрация правил оказания первой помощи при порезах, ушибах и кровотечениях из носа.
Человек и природа. Природные объекты и явления
- проведение опытов по определению характерных свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы, отдельных полезных ископаемых;
- сравнение внешнего вида и отдельных свойств однородных веществ/ тел, растений/ отдельных частей растений;
- сравнительные классификации тел и веществ, растений, грибов, животных;
- планирование и проведение мини-исследований (рост и развитие растений);
- наблюдения (сезонные изменения в жизни растений, поведение домашних животных, природные явления);
- изучение условий, необходимых для жизни растений, их строения, роли листьев, корней в жизни растений;
- изучение механизмов протекания некоторых природных явлений;
- рассказы-описания (свойства различных веществ, их роль в природе, исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы, природные зоны, роль растений и грибов в природе, отдельные представители различных классов животных,
- схематические описания некоторых явлений и процессов (круговорот воды, пути размножения,
- работа с определителем животных и растений.
Человек и природа. Планета Земля
- проведение наблюдений (звездное небо, сезонные изменения, длительность дня и ночи, высота Солнца на горизонтом) и фиксация результатов наблюдений;
- выявление закономерностей (связь между длительностью дня и ночи с  высотой Солнца, связь сезонных изменений с высотой Солнца,
- работа с картой звездного неба, соотнесение созвездий на карте и на небе;
- обсуждение плана и критериев оценки для ряда описаний (природных зон, природных сообществ, различных природных объектов и др.), самоанализ выполненных работ;
- описание характерных особенностей природных условий в различные времена года;
- работа с динамическими моделями, демонстрация строения солнечной системы, связи наклона земной оси и неравномерности получения тепла различными областями Земли со сменой времен года; связи между сменой дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, связи смены времен года с наклоном земной оси и вращением Земли вокруг Солнца;
- работа с физической картой полушарий и моделями, демонстрация материков и океанов, различных форм земной поверхности (равнин, гор, холмов, оврагов), водоемов (океанов, морей, рек, озер, прудов);
- создание моделей основных форм земной поверхности;
- подготовка памяток (по работе с картой, динамическими моделями, по сбору информации о природных объектах и др.);
- соотнесение плана местности с изображением той же местности, с реальной местностью, ориентирование на местности;
- работа со справочными материалами, атласом, учебной и справочной литературой;
- сравнение климатических условий в разных природных зонах нашей страны, условий и характерных особенности разных природных зон, их обитателей;
- описание природных сообществ родного края (луг, лес, водоем);
- выявление и установление некоторых взаимосвязей в природных сообществах, примеров приспособления растений и животных к среде обитания;
- экскурсии на природу.