Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

среда, 20 июля 2011 г.

Планируемые результаты освоения ООП (русский язык, чтение)


Русский язык. Чтение

Система языка. Язык и речь. Звуки и буквы. Слова и словообразование. Части речи. Словосочетания и предложения. Правописание. Высказывания и тексты
Читательская компетенция. Техника и культура чтения. Книга

            Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения
            Выпускники начнут все более уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на окружающих; обнаруживать все большее понимание ее возможностей; все более осознанно и ответственно использовать язык для выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений, для социального взаимодействия; для получения
личного удовольствия; для получения новых знаний; организации собственного процесса учения и рефлексии.
            Они будут обнаруживать все большее понимание связи языковых средств и закономерностей с эффективностью устной и письменной речи. Они начнут связывать смыслоразличительную функцию речи с фонемами, ударением и интонированием; с морфемами, морфологическими и грамматическими признаками слов; с особенностями синтаксических конструкций. Они начнут осознанно и целенаправленно выполнять упражнения для тренировки речевого аппарата, слуховой и зрительной памяти; активно пополнять словарный запас, стремиться подбирать и использовать более точную и детализированную лексику; проявлять индивидуальные предпочтения при отборе лексических и грамматических средств.
            Они будут принимать участие в обсуждениях, соблюдая правила общения, и смогут поддерживать разговор по широкому кругу тем. Они будут целенаправленно развивать технику и навыки слушания, начнут осознанно строить собственные высказывания с учетом их цели и особенностей аудитории на основе понимания особенностей некоторых разновидностей устной речи (вопросы и ответы, отчет, устная презентация, дискуссия, информация, инструкция, объяснение, рассказ-повествование, рассказ-описание и др.).
            Выпускники начнут писать все более самостоятельно, уверенно и бегло. Они начнут использовать широкий словарный запас и живой язык, детализированные описания. Они поймут, что каждый тип письменной работы (сочинение, письменный отчет, инструкция, информационный текст, письмо другу, отзыв и отклик, личный дневник, пометки и выписки и др.) имеет свою структуру. Они будут писать, преследуя различные цели, как творческие, так и информативные; начнут осознанно соблюдать основные этапы работы над текстом. Они станут правильно писать наиболее употребительные слова и правильно расставлять знаки препинания (в объеме изученного), использовать различные cтратегии для написания сложных слов и синтаксических конструкций. Они начнут аккуратно оформлять тексты, писать разборчиво, проявлять зачатки индивидуального стиля и манеры письма.
            Выпускники начнут самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную и иную литературу, выбирать книги, соответствующие своим пристрастиям, уровню читательской компетенции и определенной цели. Они начнут распознавать и различать некоторые литературные стили и жанры. Они начнут выбирать стратегии чтения, адекватные особенностям текста и цели чтения. Они будут способны обсудить прочитанное, анализировать характерные детали портрета героев художественных произведений и детали сюжета. Они будут ежедневно и в течение длительного времени читать в школе и дома как для того, чтобы получить удовольствие, так и для того, чтобы извлечь информацию. Они начнут самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, использовать информационные технологии.
Ученики получат возможность научиться:
-        проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;
-        соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
-        находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
-        разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
-        подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-        подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-        различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-        оценивать уместность использования слов в тексте;
-        выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
-        проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-        находить в тексте такие части речи, как: личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
-        различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
-        выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
-        различать простые и сложные предложения;
-        осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-        подбирать примеры с определенной орфограммой;
-        при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-        при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
-        создавать тексты по предложенному заголовку;
-        подробно или выборочно пересказывать текст;
-        пересказывать текст от другого лица;
-        составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
-        анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-        корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-        анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
-        соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Промежуточные тематические результаты, характеризующие уровень базовой подготовки учащихся
            К концу букварного периода все дети научатся 
- дифференцировать звуки, слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения);
- выделять гласные звуки в словах и вне слова;
- правильно интонировать несложные предложения;
- узнавать и называть все буквы русского языка;
- правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита;
- все более уверенно, быстро, разборчиво, ритмично и плавно писать слова и простые предложения из 2 – 4 слов, соблюдая принятые условности письменного текста;
- писать слова и простые предложения из нескольких слов в текстовом редакторе, соблюдая принятые условности письменного текста;
- выполнять гигиенические требования при письме и чтении;
- разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие;
- классифицировать и маркировать известные слова, используя видовые и родовые слова-названия;
- адекватно откликаться (поведением, устным и/или письменным высказыванием) на обращенную к ним речь (формулы речевого этикета, простые указания, вопросы);
- различать на слух границы слов и предложений, правильно оформлять предложения при письме, передавая знаками препинания интонацию и эмоциональную окраску предложения;
- использовать в устной и письменной речи разные виды предложений;
- правильно, без искажений и пропусков букв, списывать и писать под диктовку предложения из 3 – 5 слов; слова, написание которых не расходится с произношением, слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- плавно по слогам читать слова, предложения, короткие тексты с изученными звуками и обозначающими их буквами при ориентировочном темпе чтения незнакомого текста около 20 – 25 слов в минуту;
- отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного.

К концу 2 класса ученики научатся:
-        характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
-        знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
-        правильно писать слова с непроверяемым написанием в объеме изученного (около 20 слов);
-        писать большую букву в именах собственных;
-        различать изменяемые и неизменяемые слова;
-        различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-        находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
-        классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
-        определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-        оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-        читать по слогам и словами тексты при ориентировочном темпе 40 – 50 слов в минуту;
-        выделять основную мысль и тему произведения, главных и второстепенных героев;
-        различать жанр и тему произведения

К концу 3 класса ученики научатся:
-        выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-        определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
-        определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
-        определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
-        находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-        соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);
-        выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
-        самостоятельно озаглавливать текст;
-        составлять план текста;
-        перейдут к плавному чтению целыми словами при ориентировочном темпе 60 – 70 слов в минуту вслух и 80-90 слов «молча»

К концу 4 класса ученики научатся:
-        определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
-        различать предложение, словосочетание, слово;
-        устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-        выделять предложения с однородными членами
-        применять правила правописания (в объеме содержания курса);
-        определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-        безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
-        писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-        проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
-        сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

Образцы учебной деятельности школьников
Язык и речь. Звуки и буквы
- ежедневное чтение и письмо, преследующее различные цели, в том числе – для собственного удовольствия;
- обсуждение в классе проблем различного характера (организационных, бытовых или учебных проблем), например, гигиенических требований и правил письма, этапов письма;
- прослушивание записей звучащей речи (родной и иностранной, диалектов), других звуков;
- идентификация и классификация звуков речи;
- игры и эксперименты со звуками, звукопись и звукоподражание с целью дифференциации звуков в потоке речи;
- чтение наизусть чистоговорок и скороговорок, простых стихотворений, потешек, песенок, считалок;
- наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением;
- звукобуквенный анализ;
- составление списков слов, вызывающих затруднение при произношении;
- подготовка и составление классной алфавитной книги;
- мини-проект «Моя первая записная книжка»;
- самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям.
Слова и словообразование
- создание коротких монологических высказываний-рассуждений или текстов-повествований на тему “Почему так называется предмет”;
- игры и экспериментирование со словами, лингвистические загадки ("С чем это можно сравнить?", "На что похожи предметы?" "Найди меткое слово" и т.п.);
- подготовка тематических списков слов, словариков, тезаурусов;
- подбор слов и выражений на заданную тему;
- создание небольших текстов (рассказа-повествования, сказки или диалога) с заданными парами слов, сходными и/или противоположными по смыслу;
- работа с толковым словарем;
- работа с текстом (поиск выразительных приемов, основанных на употреблении суффиксов и/или на употреблении слова в его переносном значении);
- пересказ текста с использованием заданной лексики;
- смысловой и словообразовательный анализ, разбор слова по составу;
- образование форм заданных слов, подбор однокоренных слов;
- составление плакатов и памяток.
Части речи
- наблюдения за особенностями употребления слов, относящихся к различным частям речи, в устной и письменной речи, в различных разновидностях текстов;
- наблюдения за особенностями различных частей речи, способами их изменения;
- морфологический анализ;
- составление плакатов и памяток.
Словосочетания и предложения
- наблюдения за особенностями синтаксических конструкций в устной и письменной речи;
- создание небольших текстов и предложений, отвечающих поставленной коммуникативной / языковой задаче;
- выполнение синтаксического анализа;
- составление плакатов и памяток.
Правописание
- наблюдение за словами с орфограммами и пунктограммами;
- составление классного справочника по правописанию (орфографии и пунктуации);
- обсуждение порядка действий при различных затруднениях в написании слов и постановке знаков препинания, составление памяток и алгоритмов;
- обсуждение и выработка критериев и норм оценки навыка правописания;
- самоанализ и самооценка сформированности навыка правописания;
- списывание слов, предложений, текстов;
- создание небольших письменных текстов, самокоррекция;
- письмо под диктовку слов, предложений и несложных текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.
Техника и культура чтения. Книга
- чтение вслух и «про себя»;
- чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения;
- просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
- эмоциональный отклик на прочитанное;
- обсуждение прочитанного;
- составление планов, схем (развития сюжетов, взаимоотношений и т.п.),
- закладки и выписки, цитаты;
- подборка начал и окончаний художественных текстов (сказок, рассказов и т.п.), информационных текстов;
- пересказ (полный, сжатый, выборочный);
- вопросы и ответы по прочитанному;
- коллективная драматизация художественных произведений;
- реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание» 
- игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.) исполнителя – слушателя или зрителя;
- работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
- поиск информации
- наблюдения над стилистическими особенностями текстов разных форм и жанров, разных авторов, поэзии и прозы и т.д.;
- создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция т.п.);
- коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
- обсуждение порядка действий при поиске и выборе книги, при подготовке к обсуждению или выступлению, при разучивании наизусть, при поисковом, выборочном и детальном чтении; составление памяток и алгоритмов.