Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

воскресенье, 19 января 2020 г.

Гаджеты в школы: быть или не быть?

«Мы уже оттолкнулись от того берега, где не было гаджетов», - сказал директор Цифровой фабрики инноваций, эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Евгений Антонов, презентуя результаты масштабного исследования мнения российских школьников и студентов по проблемам развития личности в условиях цифровизации. Сами участники опроса достаточно адекватно оценивают роль «цифры» в своей жизни, говоря и о зависимости, и о необходимости дополнительных знаний, и об отношениях с родными. А вот взрослые никак не могут определиться со своей позицией. Все это стало предметом обсуждения в МИА «Россия сегодня» на круглом столе «Дети в цифровом мире: Запрещать? Разрешать? Воспитывать».

Гамлетовский вопрос по отношению к стремительной цифровизации жизни сегодня уже не актуален. «Цифра» - данность современного общества, и нынешнее поколение детей, говоря образно, уже родилось с гаджетами в руках. «Учитывая то, какое количество времени каждый день каждый из нас проводит во взаимодействии с техническими устройствами, и то, какой уровень зависимости от технических устройств, можно точно сказать, что мы находимся в новой эпохе - эпохе цифровой трансформации», - говорит Евгений Антонов, сравнивая цифровой мир с огромным лесом, в котором множество тропинок и развилок. Вот по каким цифровым тропинкам бродить, чтобы молодое поколение развивалось, а не становилось заложником Сети, и нужно ли водить их по этому лесу за руку, обсуждали участники круглого стола.

Как все новое, к чему общество оказалось неподготовленным, цифровые технологии собирают сторонников и противников, точнее сказать, множат аргументы как в списке преимуществ, так и в списке негатива. «Исследования еще пятигодичной давности наших британских коллег показали, что с использованием коммуникаторов, с использованием разных цифровых средств общения возросла грамотность письменной речи», - говорит врио директора Психологического института РАО Павел Сергоманов. А заместитель директора школы «Феникс» Дмитрий Поносов вообще убежден, что с использованием цифровых технологий раздвинулись границы возможностей современной школы. При этом психотерапевты предупреждают о снижении эффективности интеллектуальной деятельности. «Когда человек использует гаджет, он переключает себя в режим многозадачности. В режиме многозадачности мозг работает максимально неэффективно. Мы не можем выполнять одновременно две задачи. Мы переключаемся с одной задачи на другую», - предупреждает психотерапевт ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации» Департамента здравоохранения г. Москвы Иван Орлов, выступая за определенную регуляцию по времени использования гаджетов. Регулятор невозможен, отвечает ему декан факультета социологии РГСУ Дина Танатова, называя «цифру» не врагом нашим, а другом и вообще величайшим достижением, за которым будущее. При этом она обращает внимание на другие обстоятельства. «Меня беспокоит в избыточном использовании гаджетов сужение общения с родителями, со сверстниками. И второе: в силу того что они много сидят, играют, или что-то ищут, или общаются в мессенджерах, в Интернете, у них, конечно, нет движения, нет физической активности, нет воздуха, наконец». «Часто, гуляя в парке, мы видим, как родители дают своим детям телефон или планшет, ведь гораздо легче так занять ребенка в 2, 3, 4 года, нежели начать ему объяснять какие-то вещи, разговаривать с ним, и ребенок не будет плакать, не будет дергать тебя. И вот с этого на самом деле начинаются все опасности», - считает член Молодежного совета Департамента здравоохранения Москвы Григорий Сизов, поднимая вопросы контента и информационной безопасности в Интернете.
И компьютеры, и телефоны всего лишь средства, их нельзя демонизировать, запрещать или поощрять, напоминает ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Ирина Улановская: «Ребенок начинает с ним играть и залезать не туда, куда надо, когда у него нет цели, когда он использует само это средство от нечего делать, превращает его в некую самостоятельную ценность. Задача взрослого - поставить такие задачи, где это средство будет адекватным, эффективным, полезным. И все будет классно. Если мы не поставим таких целей, все будет ужасно. Но компьютер здесь ни при чем». А ставить цели нас с вами учили в педагогических институтах, да и сама организация урока предполагает целеполагание на каждом его этапе. Вот если мы, коллеги, будем подходить к использованию гаджетов с этих позиций, думаю, ничего, кроме пользы, они   детям не принесут.
Источник: "Учительская газета"

Комментариев нет:

Отправить комментарий