Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

пятница, 13 декабря 2019 г.

Математика для всех

      Обратила внимание, что в последнее время дети теряют интерес к одному из самых захватывающих школьных предметов - математике. Заинтересовалась этой теме и вот что нашла на просторах Интернета. Мне было интересно, надеюсь, сделанные мною выводы помогут и еще кому-нибудь. 
    Два основных «математических» стереотипа, которые мы слышим, связаны с антинаучным делением детей на технарей и гуманитариев и сравнением способностей детей по гендерному признаку (женское и мужское мышление).
Учеными давно доказано, что большинство людей по своей природе амбидекстры, то есть способны выполнять действия обеими руками, однако с детства им прививают приоритет праворукости. Так же и с мозгом — некорректно делить его на правое и левое полушарие, на логику и творчество.

        Мозг — сложный биологический компьютер, многие процессы которого до сих пор не изучены полностью. Все части мозга взаимосвязаны и действуют сообща. И мы точно знаем, что использовать свои интеллектуальные способности и быть успешным в совершенно разных отраслях способен каждый. А по утверждению оксфордского профессора математики Маркуса дю Сатоя, каждый человек по определению математик. Все потому что математика — это способность видеть шаблоны. И если арифметика в силу отсутствия должной практики может хромать, то выявление аналогов априори дано каждому. Таким образом, любой человек может освоить большую часть математической программы.
     Второй общественный стереотип, который мешает детям добиваться успехов в математике, связан с ложным представлением о том, что девочки якобы не имеют склонности к точным наукам в принципе. Конечно, это тоже миф.
Профессор Стил в Стэндфордском университете провел исследование: группу девочек китайского происхождения с однородной академической успеваемостью поделили на две и раздали им тест по математике, при этом предварительно одной группе сообщили, что не стоит надеяться на блестящие результаты из-за их пола, а на другую группу, наоборот, возложили высокие ожидания, сказав, что китайцы традиционно сильны в математике.
Как и предполагалось, первая группа провалила тест, а вторая отлично справилась.
Таким образом профессор показала, как сильно на учениц повлияли установки, данные им взрослыми. В эксперименте речь идет всего лишь о единичном примере гендерной дискриминации. А сколько раз девочки слышат о своих «недоспособностях» за всю жизнь?
Несмотря на то что миф о физиках и лириках давно развенчали, не все учителя в современных школах знают об этом.
Девочки, которые подвергаются на уроках насмешкам и оценкам их интеллектуальных способностей в соответствии с половой принадлежностью, демонстрируют низкую уверенность в своих силах, что лишает их в будущем карьерных возможностей.
Именно семья создает у детей крепкую самооценку, которую не сможет пробить мнение окружающих и ремарки не слишком прогрессивного учителя.
        Чтобы полюбить математику, надо для начала понять, зачем она нужна.
Конечно, карьерные перспективы, о которых мы писали ранее, кажутся детям чем-то далеким. Поэтому не стоит использовать рассказ о будущих перспективах в качестве основного аргумента, чтобы привлечь школьника к занятиям. Гораздо важнее подобрать методику и педагога, который подает сложный материал максимально легко и доступно.
        Дети могут быть невероятно терпеливыми и упорными, когда им что-то интересно.
Сформировать этот интерес — задача учителя. Расширяя горизонты представлений о предмете, мы боремся с тем, что мешает полюбить математику — со скукой. Более того, как ни странно, в математике есть место творчеству. Ведь у одной задачи может быть несколько вариантов решений. Каждая задача — это новый вызов, который способен разжечь у детей нешуточный азарт.
        Успех мотивирует: несколько решенных задач, даже самых простых, могут сотворить чудо. Мудрый учитель может спланировать успех ученика. Это неизбежно сподвигнет ребенка с большим энтузиазмом приниматься за новые и новые задачи.
       Важно поощрять не только результат, но и стремление ученика выстроить логику решения, даже если в нем допущена ошибка. Так школьник понимает, что его мнение ценно, начинает чувствовать себя увереннее и старается держать установленную планку.
Высший пилотаж преподавателя — путем наводящих вопросов подвести школьника к его ошибке — дать ему самостоятельно отыскать ее и исправить. В этом огромная ценность работы над ошибками, которую школьники часто воспринимают в штыки, ведь при традиционном подходе она формальна и малоэффективна.
        Поощрение и успехи прививают вкус победы. Контакт с доброжелательным преподавателем — это условие, при котором способности раскрываются в полную силу.
Ребенка, разуверившегося в собственных способностях, нужно чаще положительно стимулировать, даже если результаты пока скромные. Помните, что подробная обратная связь от учителя — это весомая поддержка, которая добавляет ученику решимости в борьбе с нерешенными задачами.
Использовались материалы корпорации "Российский учебник"

Комментариев нет:

Отправить комментарий