Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

суббота, 14 января 2017 г.

Профессиональный стандарт педагога



Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис.
Для современного ученика образ учителя формируется сегодня. Именно сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Актуальным остается вопрос: «Каким должен быть современный учитель?». Ответ интересен не только самим учителям, которые хотят «идти в ногу со временем», но и ученым, психологам, всем тем, кого интересует проблема изучения социокультурного типа современного учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю. Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1. В декабре 2013 года вышел приказ Минтруда, определяющий профессиональный стандарт педагогов по предметным специальностям, что означало автоматическое вступление документа в силу. Однако событие было перенесено сначала на сентябрь 2014-го, потом на январь 2015-го, потом на январь 2017-го. Так что же не так с этими педагогическими стандартами? Ведь их разработчики прописали, что каждый российский учитель должен стать специалистом широкого профиля, не только хорошо знающим свой предмет, но и умеющим работать с различного рода детьми: одаренными и имеющими проблемы в развитии; с ограниченными возможностями и с девиантным поведением; с социально запущенными и с не знающими русского языка (для которых он не является родным); а также исполняющим множество многообразных функций (овладение современными информационно-коммуникационными технологиями; освоение навыков преподавания и воспитания в поликультурной среде; обладание определенными переводческими компетенциями; умение кооперироваться с учениками, их родителями и прочими участниками образовательного процесса для разработки индивидуальных программ развития детей). Вроде бы все учли, ничего не забыли. Давайте посмотрим, что же представляет собой профессиональный стандарт педагога в целом. В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Отмечу, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше педагог был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются к педагогу: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно: • Работа с одаренными детьми; • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; • Работа с детьми мигрантами; • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии; • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении. Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений. Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д. Цитируем: «Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации». Он «призван: определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования». Его актуальность объясняется следующим образом: «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки». Таким образом, стандарт необходим для того чтобы стать «инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире», «инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень», «объективным измерителем квалификации педагога», «средством отбора педагогических кадров в учреждения образования», а также «основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем». Завершим цитирование выдержкой из Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"», в соответствии с которым этот стандарт «применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты». Попробуем разобраться в том, что требует профстандарт от педагога и что обещает взамен. Итак, документ предполагает, что учитель обязан знать свой предмет, работать с различными группами детей и обладать определенными навыками и умениями. Вполне разумные требования (см. выше), хотя к некоторым из них возникают вопросы. Например, как быть с «овладением современными информационно-коммуникационными технологиями», если в школе нет компьютерной техники, и не предвидится? Или с «обладанием определенными переводческими компетенциями» (читай довольно хорошо знать иностранный язык), если средний возраст школьного учителя, по оценкам специалистов, приближается к пенсионному? И захочет ли этот среднестатистический предпенсионный учитель овладевать «методами организации экскурсий, походов и экспедиций»? О том, что престиж профессии учителя, квалификация и благосостояние учителей будут в центре её внимания, Ольга Васильева заявила в первые дни после назначения на должность министра образования. В интервью ТАСС Васильева рассказала, что Минобрнауки работает над созданием национальной системы учительского роста. Дело в том, что сейчас существует единственная должность учителя, на которой работают все без исключения школьные педагоги. В новом профессиональном стандарте учителя будет предусмотрено несколько должностей - в зависимости от того, насколько сложную работу выполняет педагог и какова его ответственность, например: учитель, старший учитель, ведущий учитель. Для каждой из этих градаций будут сформулированы соответствующие компетенции. Поскольку вопрос требует тщательной проработки, в том числе с профессиональным сообществом, по прогнозу Васильевой, система будет введена нескоро: «к 1 января 2018 года, а может, и позже». Итак, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста. Педагогу должна быть присуща интегративность, т.е. способность быстро менять свои роли (статус) в социальной, культурной, профессиональной среде. Учитель по-прежнему остается и психологом, и наставником, и организатором, и аналитиком, и координатором.