Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Педагогика как любовь

Еще в институтские годы с упоением читала книги О.А. Казанского «Культура педагогического общения», «Педагогика общения», «Основы педагогической деятельности». Они всегда были для меня не только учебниками по педагогике, но учебниками жизни. На днях опять случайно начала читать Казанского и вновь не могу оторваться. Сейчас на моем столе "Педагогика как любовь". 
А знаете ли Вы, чему учат в современной школе?.
Уверены — знаете!
Но знаете ли Вы, чему можно учить в современной школе?
И не удивляйтесь, пожалуйста!
Оказывается, можно учить любить!
Любить в другом ученика и учителя...
Любить в себе учителя и ученика...
Маленький Человечек плачет: у него плачет все — его ручки, его ножки, его голова, его тельце — все его существо. А когда ребенок смеется, у него смеется все: и ручки, и ножки, и голова, и тельце. Некоторые просто катаются от хохота — и здесь тоже все существо.
Это мы, взрослые, уже научились все разделять: я могу думать обо одном, чувствовать другое, говорить третье, а делать (или не делать) четвертое. Руки у меня живут сами по себе, ноги сами по себе, и голова — тоже. И мы умеем здороваться и «держать фигу в кармане», мы умудряемся «любить» (если это называется любовью) левым глазом и правой рукой, а не существом. А любовь требует всего человека.

Что же сделать, чтобы ученики полюбили тебя всей душой, поверили тебе?
I. Привлечь внимание, то есть расположить к себе. А для этого необходимы:
—  дружелюбный настрой;
—  душевная удовлетворенность;
—  искренность;
—  тактичность;
—  удобная практичная одежда, желательно теплых тонов,
—  приятный четкий голос;
—  спокойствие и уверенность в себе;
—  улыбка, улыбка, еще раз улыбка;
—  приветливое выражение лица.
Первое впечатление (потом оно может быть скорректировано), как правило, бывает стойким и долго влияет на характер общения, будучи или верным или ошибочным. Эффект первого впечатления — эффект внезапности, стремительного развития чувств.
II. Заинтересовать собой. И вот здесь нужны наши досто­инства. Человек пришел на эту землю демонстрировать свои достоинства, то самое лучшее, что выражает его сущность, что выпрямляет его, делает непохожим на других, ощутить себя в себе и предъявить себя для других. Людям нравится ощущать свою собственную значимость.
III. Увлечь собой. Увлечь собой — это значит понять и почувствовать другого. Значит смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами других людей. Кстати, в этом нам очень помогает искусство. Именно оно дает нам возможность прожить множество разнообразных жизней, чтобы мы могли посмотреть на мир глазами и Анны Карениной, и князя Мышкина, и дяди Вани...
У Л. Н. Толстого есть фраза: «Любить человека — это относиться к нему как к чужому, но еще и любить». Дайте же другому быть другим! Но как нам хочется, чтобы все были, как МЫ. 
Учитель и ученик — у них разные точки зрения. Начиная с ракурса: один видит доску и учителя, а другой класс. А если не класс — ДРУГИХ людей. Разных, отличных от себя и друг, от друга, и каждый день новых, потому  что я должен быть для себя и для них новым, и они тоже должны изменяться — у нас разные ценности и разные позиции. Если педагогическую деятельность рассматривать как процесс совместной деятельности учителя и ученика, то необходимо выделить и деятельность учителя, и деятельность ученика. 
IV.  Сотрудничество как проявление любви.
Это действенное отношение одного «Я» к другому «Я», в результате которого возникает новая система — общность «МЫ». Это выход на исповедный уровень общения, доверия и предельной откровенности.
Феноменом педагогического общения является эмпатия, как отклик одной личности на эмоциональное состояние другой.
Прочитать всю книгу целиком можно здесь. Сделайте это, и вы не пожалеете.