Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

четверг, 12 июля 2012 г.

Образование в Германии


На каникулы к нам приехали родственники, которые волей судьбы оказались на несколько лет в Германии. Меня, конечно, интересовало, как организовано  обучение в немецкой школе. Аня закончила в России 2 класс и уже год учится в Германии. Надо сказать, там ее приняли снова во 2 класс, так как немецкого языка она не знала. 
Школьная система образования Германии представляет из себя двухступенчатую систему,
включающую в себя обучение в начальной школе (Primastufe) и обучение в средних образовательных учереждениях (Sekundastufe). 
Начальная школа. Grundschule. 
Первой ступенью школьного образования является начальная школа (Grundschule), обучение в которой начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т.е. общие, базовые знаниия по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного курса. 
После окончаниия начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в средних школах. В отличие от российской системы образования, средние общеобразовательные школы в Германии очень многотипны. Между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг воможностей для дальнейшего обучения по выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. Кроме того, для поступления в общеобразовательное учереждение более высокого уровня ученику требуются рекомендации учителей начальной школы. В Германии действует принцип, что чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Таким образом, выбор будущей профессии или хотя бы уровня образования осуществляется уже после начальной школы. Средние школы  делятся на три типа: гимназия, реальная школа, основная школа. 
Три типа средних школ: 
1. Гимназия. Gymnasium. 
Наиболее престижным типом средней школы является гимназия, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить во все высшие учебные заведения Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Последние 2 года гимназии являются профориентированными, т.е. наряду с общеобразовательными предметами учащиеся выбирают для изучения несколько специализированных дисциплин. Продолжительность обучения в гимназии - 9 лет, с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом Fachhochschulreife, дающий право на поступление в технический институт (Fachhochschule), а после 13 класса - Hochschulreife, аттестат зрелости для поступления в университет.
2. Реальная школа. Realschule. 
Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентирована на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном. Реальная школа является самым распространенным типом, сюда попадает большинство учащихся (около 40 %). По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или спецпрофучилище. 
3. Основная школа. Hauptschule. 
В основной школе, куда попадает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа дает основополагающее общее образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище. Как говорят, эта школа для тех, кто "будет работать руками". 
Немецкое образование считается одним из лучших в мире, но я задумалась: правильным ли является разделение детей 9 лет по их способностям? Ведь, закончив Hauptschule, практически нет шансов поступить даже в техникум, не говоря уж про университет... Я знаю много случаев, когда посредственный ученик в начальной школе становился одним из лучших к окончанию школы (особенно это касается мальчиков!). Хорошо, если школьный психолог имеет достаточную квалификацию и сможет раскрыть внутренние возможности каждого ребенка. А если нет?..