Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

понедельник, 14 октября 2019 г.

"Перевернутое обучение" в начальной школе

 « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,  эрудиции»
В.А. Сухомлинский

              Понятие «урок» существует почти 400 лет. Столько же существуют и основные принципы его проведения: наличие одновозрастного класса, общая для всех тема и ведущая роль учителя. При этом на протяжении всех четырех сотен лет главные инновации в педагогике были направлены на качественные изменения классно-урочной системы. Сейчас невозможно сказать, что все уроки в нашей стране проходят или могут проходить по одной общей схеме. Где-то учитель использует квесты, где-то - систему тренировочных упражнений. Какие-то педагоги больше времени уделяют самостоятельной работе, какие-то - групповой и даже коллективной. Более того, введение федеральных государственных стандартов требует от учителя максимальной самостоятельности не только в выборе методики, но и в конструировании предметной и метапредметной дидактики.
 Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.  Неоспоримо одно: он должен быть одушевлён  личностью учителя.

Хочу вам пересказать историю из статьи Кондакова М.А «Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности» из журнала «Вестник образования». «На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом». Нынешние дети – люди сетевого века. Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов, смартфонов. Поэтому стало сложно в этих условиях учить детей так же.
Моя педагогическая практика позволяет утверждать, что эффективным средством решения многих школьных проблем  является применение технологии смешанного обучения  «Перевёрнутый урок». 
Посмотрите внимательно на портрет этого молодого человека. 
Салман Хан является, пожалуй, самым известным учителем в мире.  Между тем, мало кто представляет себе, как он выглядит, и практически никто из десятков миллионов его учащихся не встречал Хана в реальной жизни.
Хан родился в США, хотя его отец — выходец из Бангладеш, а мать — из Индии. Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан сперва использовал специальный сервис, где рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе микролекции и сопровождая их закадровым комментарием. Результат поразил Хана. Вскоре он стал получать десятки, а затем сотни и тысячи писем от родителей школьников. Как вы думаете, что это были за письма? Авторы посланий благодарили его за внятное объяснение элементарной математики, которую они благополучно забыли со школьных времен и были не в состоянии объяснить своим детям.
Хан настолько увлекся своей Академией, что уволился с работы и все свое время проводил в кладовке, где записывал ролики. Правда, жить ему при этом пришлось на заработки жены — благодарственные отзывы по-прежнему поступали во множестве, но денег они не приносили. Теперь академию Хана спонсируют одни из самых богатых людей мира (Билл Гейтс, Карлос Слим).
 Суть метода «Перевернутого урок»
Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного.
Как мы обычно строим урок? Объяснение, презентации, упражнения. А дом. задание: сравни, выскажи предположение, проанализируй… 
Учитель доносит информацию, на дом  дает выполнить задания в тетради. Давайте на них посмотрим. … Выполнение домашнего задания требует когнитивных навыков более высокого уровня, чем те задания, которые выполняются в классе, при поддержке учителя.
Перевернутое обучение предполагает эти 2 деятельности (учебную в классе и учебную деятельность дома) поменять местами.   
Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.
Все факты и имена (например, по истории), помещаются в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?
- Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.
- Не нужно ничего долго на доске (если что-то нужно показать детям в написанном виде - пишется/набирается/печатается заранее.
Это может быть не только видеозапись объяснения учителем. Видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал - выбор учителя разнообразен.
Прочитать новый параграф или посмотреть учебное видео - с этим справится любой ученик. А когда вы прочитаете, у вас появятся вопросы - вы придете и начнете  эти вопросы задавать мне, учителю. Смысл как раз в том, чтобы ученик пришел на урок с вопросом. Основной упор - на деятельность в классе.  Ученик не должен дома попробовать что-то сделать, чтобы понять, усвоил ли он эту тему. Ученик должен понять это в классе, в присутствии учителя, т.е. там, где его могут поддержать, помочь, ответить на вопросы.
Когда только начинаешь работать по сценарию «Перевернутый класс», много вопросов именно о домашнем задании - вот, ученики не посмотрят, не прочитают, не поймут. Поменьше надо думать о домашней работе, надо больше задумываться о том, как организовать работу в классе.
  Перевернутое обучение в начальных классах
Перевернутый класс в начальной школе и перевернутый класс  в старшем звене - это 2 разные модели. То есть весь перевернутый урок, о котором я сейчас рассказывала (дом.работа, вопросы учеников, учебная деятельность) - это все переносится в класс. Ученики 1 класса дома к уроку не готовятся. Они приходят в класс, чтобы здесь посмотреть видео, выполнить тест, чтобы проверить себя, а затем уже под руководством учителя применить новые знания на практике.
Время - очень странное явление в нашей жизни. 45 мин урока - то они тянутся бесконечно долго, то проносятся так стремительно, что урок уже закончился, а деятельность только началась и останавливаться не хочется. В начальной школе мы имеем возможность сконструировать перевернутый класс без временных рамок. Мы можем интегрировать уроки между собой, каждый день может стать проектным.
Смысл перевернутого класса заключается в том, чтобы  ваши ученики научились работать самостоятельно, а вы имели возможность направлять, поддерживать их. 
Например, на уроке технологии вы предлагаете детям видео по изготовлению какого-то изделия. Одни дети смогут выполнить задание быстро, другим надо несколько раз его остановить, повторить, и всегда в классе есть дети, которые не сделают до тех пор, пока вы к ним не подойдет учитель и не встанет рядом. 
После того, как ваши  ученики научились самостоятельно работать,  смотреть видео, понимают, что не только учитель может объяснить учебный материал, сами себя проверять  (что очень важно, но про формирующее оценивание мы сейчас не говорим). Вот после того, как они научились все это делать, для них не составит никакого труда первый этап перевернутого урока - познакомиться с новым материалом - перенести на дом. Тем более,  если дети будут знать, что за этим последует какая-то интересная деятельность (квест, проект, создание творческого продукта), то они будут стремиться освободить себе время на уроке именно для практической деятельности.
Перевернутый класс в начальной школе - активная познавательная деятельность в классе, а не дома. Я вообще не приветствую домашние задания - и не только в 1 классе, но и вообще в начальных классах.
Теперь поговорим о том, что помогает мне организовать такой урок. Самый сложный момент - этап ознакомления с новым материалом. Разработка учебных материалов - очень трудоемкий процесс. Записывать видео к каждому уроку ни один учитель не имеет возможности, значит, мы должны иметь такой контент, в котором полностью уверены и которому доверяем. Для меня таким контентом стала образовательная платформа LECTA.
Во-первых, мы можем и должны использовать материалы учебника. Это может быть бумажный учебник или, что для самостоятельного изучения предпочтительнее - электронная форма учебника. Почему ЭФУ предпочтительнее? В ЭФУ заложены интерактивные задания, позволяющие оценить каждому ученику, насколько он понял изложенный материал, там же есть возможность делать заметки, оставлять закладки, выделять непонятное. Таким образом, методы технологии РКМЧП, продуктивного чтения, ИКТ-технологии - это все составные элементы перевернутого урока. 
Задача школы не в том, чтобы дать запас знаний. Задача школы - научить ученика учиться. Не новая мысль, но пока не реализованная до конца. Я считаю, что именно перевернутый класс учит детей учиться.
Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.
Источники: 
1.   «Вестник образования», - журнал, 2013, №9
2. Событие недели: Смешанный урок: как соединить «цифру» и учителя // «Учительская газета», №23 от 5 июня 2018 года
3. Кутузов С. А. 6 советов по использованию ЭФУ [Электронный ресурс]// https://drofa-ventana.ru/material/6-sovetov-po-ispolzovaniyu-efu/
4. Курвитс М. Перевернутый урок: что это такое? http://marinakurvits.com/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/

Комментариев нет:

Отправить комментарий