Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

пятница, 1 февраля 2019 г.

Смешанное обучение: модели организации

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
  Обучение с участием учителя является важной частью смешанного обучения. Учитель демонстрирует ученикам модели мышления и поведения, способы построения взаимоотношений. Чем младше ученики, тем важнее для них присутствие учителя в силу возрастных особенностей. Дошкольники и младшие школьники перенимают модели поведения и мышления значимых для них взрослых. Подросткам нужен тьютор, советчик, старший товарищ.
Онлайн-среда даёт учащимся возможность (и обязанность) самим контролировать темп, время, образовательный маршрут и место обучения и помогает развить саморегуляцию, навыки планирования и контроля. И самое главное: для многих учащихся онлайн-среда оказывается первым и единственным местом для самовыражения.

В результате реализации смешанного обучения у учителя освобождается
время для творчества, появляется возможность интенсификации работы, а обучение персонализируется. У учащихся развиваются предметные, метапредметные и личностные компетенции. Смешанное обучение является одним из способов реализации нового федерального государственного образовательного стандарта.
Смешанное обучение обязательно сочетает элементы онлайн-работы с элементами контроля учеником своего пути, времени, темпа и места обучения. И не всякое использование компьютера или планшета на уроках является смешанным обучением. Например, у каждого ученика на уроке есть планшет, класс оснащён интерактивной доской. Когда ученика вызывают
к доске, всё, что он пишет на ней, отображается на планшетах одноклассников, находящихся в классе и даже дома. Является ли это смешанным обучением? Нет, потому что у учащихся нет возможности хоть как-то выбирать темп или маршрут обучения, а также время и место деятельности. Стараюсь выстроить смешанное обучение по следующим моделям.
Перевёрнутый класс
Это самая простая модель для реализации, но не всегда перевёрнутый класс отвечает высоким стандартам смешанного обучения из-за того, что не все учителя готовы проводить уроки в классе в практическом, интерактивном формате.
Учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах.
Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке.
Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к интернету.
▶▶ Плюсы: даёт учителю возможность реализовать  интерактивные формы работы на уроке, освобождает от необходимости знакомить весь класс с новым материалом фронтально.
▶▶ Минусы: учитель должен подготовить проверочные задания для детей.
▶▶ Возраст: начиная с 3–5 класса.
Ротация станций
Эта модель прекрасно работает в начальной и средней школе, но требует наличия компьютеров или планшетов в классе  и умения организовывать групповую работу.
Учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем,
станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютеров, третья разбивается на подгруппы и работает над групповыми проектами. Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, затем переходят к групповым проектам, а далее — в зону онлайн-обучения, где работают на компьютерах.
Делить на группы можно по разным принципам, например:
▶▶ готовность к уроку, что можно определить с помощью мини-опроса
в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома;
▶▶ успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы;
▶▶ наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;
▶▶ наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса).
Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости.
На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план
работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новым материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает
доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе. Кто-то из учеников может достаточно глубоко освоить предлагаемое учебное содержание за пару уроков и остальное время посвятить углублению и работе над олимпиадными задачами, а кому-то требуется всё время потратить на базовые задания.
Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий