Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

воскресенье, 4 июня 2017 г.

Учитель учителей

3 июня исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка, основоположника "липецкого опыта" К.А. Москаленко. Мне посчастливилось принять участие в педагогических чтениях, проводимых ИРО Липецкой обл. «Гуманистические идеи педагогического наследия К.А.Москаленко в современном образовании».
В истории народного образования Липецкой области имя Константина Александровича Москаленко занимает особое место. Он известен, прежде всего, как ученый-педагог, разработчик и организатор знаменитого липецкого опыта.
Заведующий кафедрой педагогики Липецкого педагогического института, солдат-доброволец Великой Отечественной войны, пришедший с войсками Первого Украинского фронта на германскую землю, участник легендарного Парада Победы на Красной площади, высокий, статный человек с красивым и добрым улыбчивым лицом, легко и органично вступавший в контакт с детьми, - таким помнят его многие выпускники липецких школ и студенты, которым посчастливилось у него учиться, преподаватели школ № 3, 19, 9, 49, коллеги по кафедре...
Сегодня настало время сказать со всей определённостью: липецкий опыт - это идеи, рождённые и выстраданные Константином Александровичем. Именно его рукой в историю отечественной педагогики вписана эта славная страница, получившая не имя Москаленко, но имя города, в котором он жил, работал, удивляясь и радуясь тому, что о блестящих результатах эксперимента стало известно и в стране, и за её рубежами.
В октябре 1959 года в журнале «Народное образование» появилась статья доцента Москаленко «Как должен строиться урок».
Эта публикация и стала началом феномена, получившего название липецкий опыт. Идеи талантливого экспериментатора были подхвачены десятками творчески работавших учителей города и области, стали широко известны педагогической общественности России и других республик Советского Союза. В центральной прессе появились материалы о небывалых учебно-методических новостях из Липецка, о невиданной результативности работы липецких учителей. Вся страна заговорила об этом опыте. Пришла слава. Передовые учителя страны непременно стремились попасть на уроки Москаленко и его последователей. Занятия проходили в переполненных классных комнатах, посетители сидели на подоконниках и в коридорах...
Ученый предложил изменить структуру урока. В статье «Как должен строиться урок»  педагог доказал нецелесообразность проведения уроков по старой схеме: опрос (20-25 мин.), изложение нового материала (20-25 мин.), запись домашнего задания и иногда закрепление изученного. Урок по этой схеме работники педагогической науки назвали «комбинированным».
Рассуждая о сложившейся структуре урока, К. А. Москаленко писал: «Обучение и выявление знаний представляют собой единый процесс, а «комбинированный урок» разделяет их на два самостоятельных процесса: выявление знаний (проверка домашних заданий, опрос, выставление баллов в журнал) и сообщение знаний (рассказ, лекция). И тот, и другой процессы остаются незавершенными». Выявляя знания, учитель не мог определить, какими методами ученик их добывал, сколько времени он трудился, самостоятельно ли он работал. Сообщая знания детям, учитель не знал, в какой степени они их усвоили. Выявление знаний учащихся через проверку домашних заданий порождало штамп в структуре урока, в методах работы учителя, препятствуя поискам и применению более активных методов обучения, иных типов уроков. Чтобы повысить эффективность труда школьников на уроке, необходимо «объединить процессы выявления знаний и обучения», – писал педагог.
Константин Александрович проанализировал опыт работы лучших учителей Липецкой области, которые стали выявлять знания учащихся на уроке, организовывать самостоятельную работу учеников в классе, выставлять отметки в журнал в конце занятия. Отметку, выставленную в журнал за материал, усвоенный на уроке, К. А. Москаленко назвал «поурочным баллом». По его мнению, поурочный показатель знаний – самый действенный стимул учебной деятельности, так как «ориентирует ученика в том, знает или не знает он новый материал, показывает ученику, что он усвоил и над чем ему еще следует поработать».
Поурочный показатель знаний ученика был важен и для учителя. В нем, по выражению Константина Александровича, как в зеркале учитель «ежедневно видит и оценивает подготовку к уроку, методы обучения детей, умения дать посильную дозировку нового материала, видит рост своей квалификации». 
К. А. Москаленко  предложил следующую структуру комбинированного урока: повторение материала, на базе которого будет строиться усвоение нового; усвоение учащимися под руководством учителя нового материала с одновременной проверкой усвоенного; самостоятельная работа учащихся в процессе закрепления; повторение ранее пройденного на других уроках материала; выявление знаний учащихся на всех этапах урока; выставление баллов в журнал.
На протяжении пяти лет в школах Липецкой области проводился эксперимент по введению классного дневника, составленного К. А. Москаленко. В одном из разделов дневника были прописаны требования к дежурным по классу, которые должны проверять выполнение учениками письменных домашних заданий и сообщать учителю в начале урока об учениках, не выполнивших задания. Анализ дневников, отзывы учителей и учащихся о нем, а также сочинения учащихся на тему «Как я выполняю домашние задания» показали, что не все ученики систематически выполняли домашние задания по всем предметам. Подавляющее большинство готовилось лишь к тому предмету, по которому их могли вызвать. Ученый пришел к выводу, что домашние задания по всем предметам в 5-8 классах следует «резко ограничить, а в сентябре и мае обучать без домашних заданий». Во время педагогических чтений заместитель главы администрации  Липецкой обл. Ю.Н. Таран особо подчеркнул недопустимость перегрузки детей домашними заданиями. Я тоже присоединяюсь к словам наших липецких педагогов "Учить надо в школе!"
Завершалась статья следующими предложениями:
1. Отменить инструктивно-методическое письмо Министерства просвещения РСФСР по вопросам учета знаний учащихся (1953 г.). Письмо требовало, чтобы каждый ученик в течение учебной четверти имел не менее 3-4 отметок по каждому предмету, чтобы на уроке проверялись знания у 8-12 учащихся. Такое требование привело к массовому распространению в школах так называемого уплотненного опроса. Ученики работали в основном возле доски, а учитель в это время проводил опрос класса. Когда ученики возле доски справлялись с заданием, учитель прерывал работу с классом, предлагая всем проверять и слушать ответы учеников у доски. Проверка знаний занимала 20-25 минут.
2. Соединить процессы обучения и проверки знаний в один процесс. Выявлять знания учеников в процессе обучения на уроке, выставлять в классные журналы поурочные баллы.
3. Изменить характер домашних заданий, нацелить их на развитие творческих способностей учеников, любознательности. Проверку выполнения письменных домашних заданий возложить на дежурных по классу. Отменить оценку учителем выполненных домашних работ по пятибалльной системе.
4. Запретить учителям начальных классов оставлять учеников на второй год. Вопрос о прохождении учеником повторного курса в одном из классов должна решать авторитетная комиссия.
Статья К. А. Москаленко «Как должен строиться урок» вызвала интерес в кругах педагогической общественности. Редакция журнала «Народное образование» призвала учителей к дискуссии. К обсуждению статьи К. А. Москаленко активно подключились руководители школ, работники органов народного образования, представители педагогической науки.
«Автор статьи бесспорно прав, – писал инспектор Управления школ Министерства просвещения Литовской ССР Я. Цукерзис, – когда он решительно осуждает плохие комбинированные уроки, построенные по преобладающей шаблонной схеме. Такие уроки действительно плохи, и их эффективность незначительна… На основании многолетнего личного опыта я считаю своим долгом предложение т. Москаленко всемерно поддержать». Были и сомневающиеся в правильности предложения ученого. Возражая против предлагаемой К. А. Москаленко схемы урока без опроса в его начале, преподаватель Канского педагогического училища Красноярского края Я. Кирюшкин восклицал: «С каких пор опрос рассматривается только как средство выявления знаний?! Надо не изгонять опрос с урока, а бороться за то, чтобы он был обучающим».
Но судьба замечательного экспериментатора оказалась схожей с судьбой многих перспективных починов 50-х и 60-х годов в сферах производства, культуры, науки. Идеи липецкого опыта упрощались и обесценивались. Учителей страны призывали работать «по-липецки», а понимались под этим лишь внешние признаки эксперимента: поурочный балл и т. н. «комментированные упражнения» - независимо от предмета, возраста и степени подготовки учащихся.
Константин Александрович пытался помешать  формализации липецкого опыта, прежде всего в статье «Хочу предупредить вас от ошибок, товарищи», опубликованной в 1962 г. в «Учительской газете».
В конце 70-х и в начале 80-х годов на всю страну прогремели имена учителей-новаторов: Ш.А. Амонашвили и И.П. Волкова, В.Шаталова и С.Н. Лысенковой, М.П. Щетининой и Е.Н. Ильина. Их слава заслужена, авторитет велик. Но у истоков их новаторства находятся открытия Константина Александровича Москаленко. В его опыте - зародыш и конспектов Шаталова, и безотметочного обучения Амонашвили, и ускоренного развития  детей Лысенковой, и творческих подходов Волкова, Ильина и Щетининой...
Сейчас везде говорят о преобразованиях в образовании, но начинать надо с уважительного изучения опыта предшественников, прежде всего опыта близкого и доступного нам - идей крупного педагога современности, нашего славного земляка Константина Александровича Москаленко. Идеи К.А. Москаленко актуальны и сейчас, они полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО, именно их использование  позволило мне стать лауреатом регионального конкурса   «Современный урок в начальной школе: инновации и практика» в номинации "Учитель-профи"

Источник 1  Источник 2