Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

суббота, 20 апреля 2013 г.

Советы учителям, которые помогут им избежать «трудностей» в работе с учениками.



Данная статья предназначена для молодых учителей и преподавателей, которые еще не имеют опыта общения в классе, но для которых взаимопонимание на уровне учитель-ученик имеет первостепенное значение. Ниже приведены типичные ситуации-ошибки, которые возникают при организации учебного процесса, а также приводятся пути их разрешения. Данные ситуации не являются исчерпывающими, некоторые ошибки, которые совершили сами, и не попавшие в статью, Вы можете вспомнить сами и поделиться ими в комментариях.
1. Учитель очень тихо говорит, отдельные слова произносит нечетко, ученикам трудно следить за ходом повествования.
Что делать?
Спросите, слышат ли вас ученики, сидящие за последние партами; готовясь к уроку, несколько раз запишите объяснения учебного материала на магнитофон, а потом прослушайте на расстоянии, равном расстоянию от учительского стола до задней парты.

2. Голос чрезмерно громкий, школьники быстро утомляются.
Что делать?
Постоянно меняйте тональность своего голоса в зависимости от содержания и видов учебной деятельности.

3. Учитель говорит в очень быстром темпе, ученики не в состоянии следить за развитием его мысли и постепенно исключаются из учебной работы.
Что делать?
Помните, что скорость речи на уроке не должна превышать 40-50 слов в минуту. С помощью магнитофона время от времени проверяйте себя дома, а на уроке прибегайте к самоконтролю.

4. Частенько употребляет так называемые слова-паразиты: «итак», «вот так», «ну вот» и т.д.
Что делать?
Во время самоанализа четко выделите чаще употребляемые слова-паразиты. Подготовьте небольшой плакат с надписью: «Не употреблять слов «так вот», « э-э-э», «ну ...». Незаметно для учащихся кладите его перед собой. Со временем потребность в нем отпадет.

5. Объясняя учебный материал, учитель направляет взгляд на стены, поверх голов или в окно.
Что делать?
Старайтесь держать в поле своего зрения всех учащихся, незаметно переводя взгляд с одного на другого; старайтесь по их глазам определить, как они воспринимают все содержание рассказа, визуальный контакт очень важен.

6. Допускает языковые огрехи: неправильное употребление ударений, ошибки в произношении.
Что делать?
Готовясь к уроку, проверяйте с помощью словаря правильность применения тех или иных языковых форм. На полях своей рабочей тетради записывайте наиболее сложные слова, проставляйте ударения, делайте подчеркивания красными чернилами, тренируйтесь дома в произношении отдельных слов, выражений.

7. Использует сложные научные термины, заимствованные из иностранных языков, непонятные слова.
Что делать?
Избегайте насыщения речи иностранными словами, сложными научными терминами. Всегда старайтесь найти равнозначное слово или выражение на родном языке. В тех случаях, когда определенный срок или слово не имеет точного соответствия в русском языке, остановитесь на объяснении этимологии этого слова, запишите его на доске, а ученики пусть зафиксируют в своих словарях и рабочих тетрадях.

8. Прерывает свой рассказ время от времени паузами, чтобы сделать замечание ученикам, повышая голос, говорит с раздражением.
Что делать?
Старайтесь не разрывать логической канвы своего рассказа. Если кто-то нарушает дисциплину, сделайте паузу и сосредоточьте внимание на конкретном ученике. Можно подойти к нему и тихонько попросить не мешать.

9. Во время объяснения учебного материала находится в одной позе (стоит возле стула, крепко сжав руки на спинке, или перед доской, нервно перебирая пальцами).
Что делать?
Избегайте статической позы. Используйте наглядные пособия, технические средства обучения. Постоянно упражняйтесь в преодолении нервного напряжения.

10. Во время самостоятельной работы учащихся учительница на первые просьбы о помощи «бегает» по классу, стуча каблуками, или пытается ходить на цыпочках.
Что делать?
Приучайте учащихся к самостоятельному выполнению заданий. Позаботьтесь об обуви, которая не привлекает к себе внимание. По классу ходите важно, уверенно.

11. Учитель пишет на доске неразборчиво, искажая буквы. Вытирает лишь часть доски, оставляет на другой отрывки предыдущих записей.
Что делать?
Прежде чем писать на доске, следует полностью удалить ненужное. Восстановите умение четко, правильно писать буквы.

12. Размещая таблицы или карты на доске, учитель закрывает часть иллюстративного материала. Когда на доске нужно что-то написать, ищет место между таблицами.
Что делать?
Карты и большие таблицы надо вешать справа или слева от доски на специальных планках, оставляя ее свободной для записей. Работая с картой или таблицей, пользуйтесь указкой, а сами становитесь сбоку.

13. Обращаясь к некоторым ученикам, учитель указывает пальцем, добавляя: «Вот ты» и т.д.
Что делать?
Следует запомнить фамилии и имена всех своих воспитанников. Обращаясь к конкретному ученику на уроке, называйте имя или фамилию, имя, добавляя «Пожалуйста».

14. Заходит в класс через 2-3 минуты после звонка на урок.
Что делать?
Заходите в класс на урок заранее, демонстрируя, таким образом, пунктуальность и экономное отношение к учебному времени.

15. Во время устной проверки знаний предпочитает общение только с одним-двумя учениками, не контролируя деятельность других.
Что делать?
Постоянно приучайтесь распределять внимание. Это позволит вам внимательно слушать ответы воспитанников, одновременно контролируя тех, кто выполняет задания у доски, видеть всех учащихся. Если чувствуете затруднения, применяйте специальные упражнения

16. Ученик отвечает на поставленный вопрос, а учитель в это время говорит с другим учеником или равнодушно смотрит в окно.
Что делать?
Проявляйте целенаправленное внимание к ученику и искренний интерес к содержанию его ответа, так, будто вы слышите это впервые.

17. После приветствия учащиеся, сев за парты, продолжают шуметь, а учитель, пытаясь перекрыть шум, начинает что-то рассказывать.
Что делать?
Поздоровавшись, сосредоточьте свое внимание на учащихся, помолчите, пока в классе не наступила тишина. Только после этого предложите им сесть и сразу начинайте конкретную деятельность.

18. Во время объяснения нового материала отдельные школьники начинают разговаривать, к ним присоединяются другие. Но учитель продолжает рассказ.
Что делать?
Старайтесь замечать малейшие нарушения поведения отдельными учениками, не давая возможности приобщиться к этому процессу другими. Сделайте паузу, внимательно посмотрите на недисциплинированного ученика, выразите мимикой и жестом свое недовольство. Анализируйте содержание и методы работы: если ученики потеряли интерес к вашему рассказу, нужно искать другие средства изложения материала.

19. На уроке учитель рассматривает негативные действия и поступки или конфликты учеников, что приводит к трате времени и нервного возбуждения воспитанников.
Что делать?
Старайтесь нейтрализовать негативные воздействия воспитанников средством «подмены», т.е. немедленно переключив их внимание на другой вид деятельности, прежде всего учебной. Конфликты анализируйте за рамками урока.

20. Школьник опоздал на несколько минут. Учитель прекращает учебную работу и выясняет причины задержки, прибегает к морализаторству.
Что делать?
Мимикой выразите свое недовольство ученику и, не прекращая работы, жестом предложите ему сесть за парту. Только после урока можете выяснить причины опоздания и сделать соответствующее замечание.

21. Ученик не хочет работать на уроке, всячески демонстрируя это. Учитель любой ценой пытается привлечь его к учебной работе, прибегая даже к авторитарным мерам воздействия.
Что делать?
Не стоит бурно реагировать на такое поведение школьника. Лучше оставить его в покое. Если все ученики класса активно выполняют конкретную задачу, недисциплинированный питомец может угомониться и также участвовать в работе.

22. Учитель, выслушав ответ ученика, оценивает ее, не аргументируя. На вопрос ученика: «А почему низкий бал?» Отвечает: «Ты знаешь этот материал недостаточно».
Что делать?
Старайтесь всегда анализировать ответы, подчеркивая положительное и указывая на ошибки. Можно побудить школьника к самоанализу.

23. Оценивает учащихся исходя из личного отношения к ним.
Что делать?
Будьте объективны в оценке знаний - не проявляйте своих симпатий или антипатий. Это приводит к потере учителем авторитета.

24. Учитель под давлением родителей или учеников иногда изменяет ранее выставленные баллы, особенно применяя «поурочные баллы».
Что делать?
Проявляйте твердость и последовательность, оценивая знания школьников. Если ошиблись в присутствии всех учеников, проанализируйте ситуацию, извинитесь и поставьте другой бал.

25. В конце четверти, стремясь иметь хороший показатель успешности класса или под давлением учеников или их родителей учитель, иногда, либерально относится к итоговой оценке.
Что делать?
Всегда будьте объективны. Если кто-то из учеников или родителей не согласен с будущим итоговым баллом за семестр, можно, установив круг учебных задач для обработки из определенных разделов, в присутствии всех учащихся (или даже родителей) тщательно проверить уровень знаний и объективно его оценить, не допуская малейшей придирчивости.

26. Учитель чрезмерно разговорчивый, сообщает много информации, хочет поразить учащихся эрудицией.
Что делать?
Избегайте болтливости и показного демонстрирования эрудированности, поскольку это отвлекает школьников от главного - усвоения темы урока. Учитывайте конкретные умственные возможности учащихся.

Надеюсь, данные советы молодым учителям помогут более уверенно и достойно общаться со своими учениками.
Источник: http://school-box.ru