Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

понедельник, 10 декабря 2012 г.

Технология интерактивного обучения


Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс проходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся; учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения.

Педагогу следует осознавать, что содержанием такого урока является программный материал. Цель - реализация учебных целей, общее развитие ученика, предоставления каждому из них оптимальной возможности в личностном становлении и развитии, расширение возможностей самоопределения. Результат - создание дидактических условий для ситуации успеха ребенка в процессе учебной деятельности, обогащения его мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
Алгоритм работы при проведении интерактивного урока:

- определение целесообразности использования интерактивных приемов именно на этом уроке
- тщательный отбор и анализ учебного материала, в том числе и дополнительного (тесты, примеры, ситуации, задания для групп ...)
- планирование урока - этапы, хронометраж, ориентировочное разделение на группы, роли участников, вопросы и возможные ответы;
- выработка критериев оценки эффективности работы групп, занятия;
- мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации, предвтавление интересных фактов и т.д.;
- обеспечение понимания учащимися содержания их деятельности и формирования ожидаемых результатов и во время объявления, представления темы;
- предоставление учащимся необходимой информации для выполнения практических заданий за минимально короткое время;
- обеспечение усвоения учебного материала учащимися путем интерактивного упражнения (на выбор учителя);
- рефлексия (подведение итогов) в различных формах - индивидуальная работа, работа в парах, группах, дискуссия, в виде рисунков, схем, графиков и т.д..
Ориентировочное распределение времени между этапами интерактивного урока:
Мотивация - 5%;
Объявление темы - 5%;
Информирование учащихся - 10-15%;
Интерактивное упражнение - 50-60%;
Рефлексия - 15-20%.

1. РАБОТА В ПАРАХ
Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию

Алгоритм действия
1. Предложите ученикам задания, задайте вопрос. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений.
2. Определите, кто из них будет выражать мысли первым и попросите обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.
3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.

2. РОТАЦИОННЫЕ ТРОЙКИ
Способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения.

Алгоритм действия
1.Разработать различные вопросы, чтобы помочь учащимся начать обсуждение нового или разъяснение материала.
2. Разместите тройки так, чтобы каждая из них видела тройку слева и тройку справа. Вместе все тройки должны образовывать круг.
3. Дайте каждой тройке открытый вопрос (одинаковый для всех).
4. После короткого обсуждения попросите участников рассчитаться от 0 до 2. Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а ученики с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на месте и являются постоянными членами тройки. Результатом будет полностью новая тройка.
5. Вы можете двигать тройками столько раз, сколько у вас есть вопросов.

3. ДВА-ЧЕТЫРЕ-ВСЕ ВМЕСТЕ
Эффективен для развития навыков общения в группе, умений убеждать и вести дискуссию.

Алгоритм действия
1. Поставьте ученикам вопрос для обсуждения. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений.
2. Попросите обсудить свои идеи друг с другом.
3. Попросите обсудить предварительно достигнутые решения относительно поставленной проблемы. Как и в парах, принятие совместного решения обязательно.
4. В зависимости от количества учеников в классе можно об "объединить" четверки в большие группы или перейти к коллективному обсуждению проблемы

4. УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Эта форма учебной деятельности может быть использована для учащихся любого возраста, во время преподавания любого предмета.
Уместно использовать:
- Для нескольких решений конкретной проблемы;
- При организации групповой формы работы;
- Для решения творческих эвристических задач, развивающих креативность мышления.

Алгоритм действия
1. Обязательно провести инструктаж групп. Главное правило - не критикуй!
2. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер. Четко регламентируется время для всех этапов работы.
3. I этап - создание банка идей.
4. II этап - анализ идей в группе.
5. III этап - обработка результатов. Озвучивание спикером результатов работы группы перед классом.
6. Итоги.

5. УЧА-УЧУСЬ
Используется при изучении блока информации или при обобщении и повторении изученного. Использование этого метода дает общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить на уроке, а также вызывает определенные вопросы и повышает интерес к обучению.

Алгоритм действия
1. Подготовьте карточки с фактами, касающиеся темы урока, по одной на каждого ученика.
2. Раздайте по одной карточке для каждого ученика.
3. В течение нескольких минут ученики читают информацию на карточке. Проверьте, понимают ли они прочитанное.
4. Предложите им ходить по классу и знакомить со своей информацией других одноклассников.
5. Ученик может одновременно говорить только с одним лицом. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и получить информацию от другого ученика. В течение отведенного времени нужно обеспечить общение каждого ученика с максимальным количеством других для получения максимально полной информации.
6. После того, как учащиеся закончат это упражнение, предложите рассказать, воспроизвести полученную информацию. Проанализируйте и обобщите полученные ими знания. Ответы могут записываться на доске.

Организуя работу таким образом, вы достигаете высокой познавательной активности всех учащихся класса, формируя у школьников мыслительную деятельность, развивая их творческие способности, обогащая лексический запас слов, утверждая активную жизненную позицию через умение доказать свое мнение.

Ведь от качества и глубины объема знаний, которыми овладевает подрастающее поколение сегодня, в значительной степени зависит прогресс общества завтра.
Использовался материал сайта http://school-box.ru/