Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

суббота, 29 сентября 2012 г.

Семинар "Проблемы предшкольной подготовки"

29 сентября состоялось районное заседание методического объединения учителей начальных классов и работников дощкольных учреждений Данковского района. В ходе работы рассмотрели проблемы предшкольной подготовки детей 5 - 6 лет.
Довольно часто наблюдается однобокий подход к дошкольному периоду развития: все его успехи рассматриваются исключительно через призму подготовки детей к школе, да еще в очень узком диапазоне (умения читать, писать, считать).                    
«Подход к отдельному периоду развития в детстве нельзя рассматривать узкопрагматически, как подготовку к переходу на следующий этап развития. Все обстоит как раз наоборот. Сам переход на следующий, более высокий этап развития подготавливается и определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период.»
Д.Б.Эльконин 
При подготовке к школе упускаются важнейшие стороны готовности к обучению: умение точно воспринимать и выполнять задание, запоминать последовательность действий, необходимых для выполнения задания, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций.
Анализ анкетных данных показал, что первоклассники в основном владели первичными учебными навыками счета, чтения и письма
Данные расширенного заседания Президиума РАО 19 – 20 апреля 2010 года:

  • Резко снизилось когнитивное развитие дошкольников: уровень креативности, уровень удержания внутреннего правила и оперирования в плане образов. 
  • Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать, возрос эмоциональный дискомфорт. 
  • Снизился уровень включенности дошкольников в сюжетно-ролевую игру, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, его воли и произвольности. 
  • Отмечается неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника – является одним из наиболее тревожных факторов. 
  • Снизился уровень любознательности и воображения. 
  • Отмечается недостаточная социальная компетентность детей, их беспомощность в общении со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. 
Данные свидетельствуют о наличии явного дисбаланса между узко-предметной готовностью и сформированностью психологической готовности к обучению, в том числе и наличием предпосылок к учебной деятельности. В такой ситуации велик риск возникновения школьной дезадаптации.

"Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться."
     Л. А. Венгер, А. Л. Венгер 
А сейчас я хотела бы обратить ваше внимание на уникальную в своем роде комплексную программу обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Программа создана в 2005 г. под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Натальи Федоровны Виноградовой в сотрудничестве с авторским коллективом и рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.

Программа Предшкольная пора" построена на основе следующих принципов.
  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания; 
"Пусковой механизм мышления - УДИВЛЕНИЕ" (Куликова Т.А.)
  •  учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития; 
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; 
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром; 
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии; 
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.). 
         Авторы программы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

Программа построена на четырех У:

Удивление

Удовольствие

Удовлетворение

Успешность


 В чем заключается готовность к овладению чтению и письмом?

1 точка зрения: Эта готовность заключается в знании букв русского алфавита, в умении читать небольшие тексты, писать печатные и письменные буквы.

2 точка зрения: Эта готовность заключается в наличии предпосылок к овладению чтением и письмом: в развитии тех процессов, которые являются основой овладения осознанным чтением и грамотным письмом.

Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом?

· Выделять часто встречающийся в словах звук;

· Называть слова по определенному фонематическому признаку;

· Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков;

· Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава,

· В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры;

· Подбирать слова, близкие и противоположные по значению;

· При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества;

· Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы;

· Составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

· Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы;

· При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.