29 сентября состоялось районное заседание методического объединения учителей начальных классов и работников дощкольных учреждений Данковского района. В ходе работы рассмотрели проблемы предшкольной подготовки детей 5 - 6 лет.
Довольно часто наблюдается однобокий подход к дошкольному периоду развития: все его успехи рассматриваются исключительно через призму подготовки детей к школе, да еще в очень узком диапазоне (умения читать, писать, считать).
Довольно часто наблюдается однобокий подход к дошкольному периоду развития: все его успехи рассматриваются исключительно через призму подготовки детей к школе, да еще в очень узком диапазоне (умения читать, писать, считать).
«Подход к отдельному периоду развития в детстве нельзя рассматривать узкопрагматически, как подготовку к переходу на следующий этап развития. Все обстоит как раз наоборот. Сам переход на следующий, более высокий этап развития подготавливается и определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период.»
Анализ анкетных данных показал, что первоклассники в основном владели первичными учебными навыками счета, чтения и письма
Данные расширенного заседания Президиума РАО 19 – 20 апреля 2010 года:
"Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться."
Программа Предшкольная пора" построена на основе следующих принципов.
Программа построена на четырех У:
Удивление
Удовольствие
Удовлетворение
Успешность
В чем заключается готовность к овладению чтению и письмом?
1 точка зрения: Эта готовность заключается в знании букв русского алфавита, в умении читать небольшие тексты, писать печатные и письменные буквы.
2 точка зрения: Эта готовность заключается в наличии предпосылок к овладению чтением и письмом: в развитии тех процессов, которые являются основой овладения осознанным чтением и грамотным письмом.
Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом?
· Выделять часто встречающийся в словах звук;
· Называть слова по определенному фонематическому признаку;
· Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков;
· Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава,
· В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры;
· Подбирать слова, близкие и противоположные по значению;
· При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества;
· Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы;
· Составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
· Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы;
· При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.
Д.Б.Эльконин
При подготовке к школе упускаются важнейшие стороны готовности к обучению: умение точно воспринимать и выполнять задание, запоминать последовательность действий, необходимых для выполнения задания, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций. Анализ анкетных данных показал, что первоклассники в основном владели первичными учебными навыками счета, чтения и письма
Данные расширенного заседания Президиума РАО 19 – 20 апреля 2010 года:
- Резко снизилось когнитивное развитие дошкольников: уровень креативности, уровень удержания внутреннего правила и оперирования в плане образов.
- Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать, возрос эмоциональный дискомфорт.
- Снизился уровень включенности дошкольников в сюжетно-ролевую игру, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, его воли и произвольности.
- Отмечается неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника – является одним из наиболее тревожных факторов.
- Снизился уровень любознательности и воображения.
- Отмечается недостаточная социальная компетентность детей, их беспомощность в общении со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
"Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться."
Л. А. Венгер, А. Л. Венгер
А сейчас я хотела бы обратить ваше внимание на уникальную в своем роде комплексную программу обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Программа создана в 2005 г. под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Натальи Федоровны Виноградовой в сотрудничестве с авторским коллективом и рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО. Программа Предшкольная пора" построена на основе следующих принципов.
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Программа построена на четырех У:
Удивление
Удовольствие
Удовлетворение
Успешность
В чем заключается готовность к овладению чтению и письмом?
1 точка зрения: Эта готовность заключается в знании букв русского алфавита, в умении читать небольшие тексты, писать печатные и письменные буквы.
2 точка зрения: Эта готовность заключается в наличии предпосылок к овладению чтением и письмом: в развитии тех процессов, которые являются основой овладения осознанным чтением и грамотным письмом.
Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом?
· Выделять часто встречающийся в словах звук;
· Называть слова по определенному фонематическому признаку;
· Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков;
· Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава,
· В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры;
· Подбирать слова, близкие и противоположные по значению;
· При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества;
· Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы;
· Составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
· Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы;
· При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий