Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

суббота, 29 сентября 2012 г.

Семинар "Проблемы предшкольной подготовки"

29 сентября состоялось районное заседание методического объединения учителей начальных классов и работников дощкольных учреждений Данковского района. В ходе работы рассмотрели проблемы предшкольной подготовки детей 5 - 6 лет.
Довольно часто наблюдается однобокий подход к дошкольному периоду развития: все его успехи рассматриваются исключительно через призму подготовки детей к школе, да еще в очень узком диапазоне (умения читать, писать, считать).                    
«Подход к отдельному периоду развития в детстве нельзя рассматривать узкопрагматически, как подготовку к переходу на следующий этап развития. Все обстоит как раз наоборот. Сам переход на следующий, более высокий этап развития подготавливается и определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период.»
Д.Б.Эльконин 
При подготовке к школе упускаются важнейшие стороны готовности к обучению: умение точно воспринимать и выполнять задание, запоминать последовательность действий, необходимых для выполнения задания, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций.
Анализ анкетных данных показал, что первоклассники в основном владели первичными учебными навыками счета, чтения и письма
Данные расширенного заседания Президиума РАО 19 – 20 апреля 2010 года:

  • Резко снизилось когнитивное развитие дошкольников: уровень креативности, уровень удержания внутреннего правила и оперирования в плане образов. 
  • Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать, возрос эмоциональный дискомфорт. 
  • Снизился уровень включенности дошкольников в сюжетно-ролевую игру, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, его воли и произвольности. 
  • Отмечается неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника – является одним из наиболее тревожных факторов. 
  • Снизился уровень любознательности и воображения. 
  • Отмечается недостаточная социальная компетентность детей, их беспомощность в общении со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. 
Данные свидетельствуют о наличии явного дисбаланса между узко-предметной готовностью и сформированностью психологической готовности к обучению, в том числе и наличием предпосылок к учебной деятельности. В такой ситуации велик риск возникновения школьной дезадаптации.

"Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться."
     Л. А. Венгер, А. Л. Венгер 
А сейчас я хотела бы обратить ваше внимание на уникальную в своем роде комплексную программу обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Программа создана в 2005 г. под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Натальи Федоровны Виноградовой в сотрудничестве с авторским коллективом и рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.

Программа Предшкольная пора" построена на основе следующих принципов.
  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания; 
"Пусковой механизм мышления - УДИВЛЕНИЕ" (Куликова Т.А.)
  •  учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития; 
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; 
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром; 
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии; 
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.). 
         Авторы программы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

Программа построена на четырех У:

Удивление

Удовольствие

Удовлетворение

Успешность


 В чем заключается готовность к овладению чтению и письмом?

1 точка зрения: Эта готовность заключается в знании букв русского алфавита, в умении читать небольшие тексты, писать печатные и письменные буквы.

2 точка зрения: Эта готовность заключается в наличии предпосылок к овладению чтением и письмом: в развитии тех процессов, которые являются основой овладения осознанным чтением и грамотным письмом.

Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом?

· Выделять часто встречающийся в словах звук;

· Называть слова по определенному фонематическому признаку;

· Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков;

· Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава,

· В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры;

· Подбирать слова, близкие и противоположные по значению;

· При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества;

· Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы;

· Составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

· Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы;

· При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий