Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Различные линеечки на рабочий стол

пятница, 17 августа 2012 г.

Зарплаты учителей вернутся на 3 года назад?


Правительство внесло в Госдуму проект закона «Об образовании», который изначально предусматривал значительный рост доходов школьных учителей. Документ был готов еще неделю назад, но Минфин заблокировал его прохождение в парламент. Зампредседателя комиссии по образованию Общественной палаты Любовь Духанина в интервью «МН» рассказала, в какой степени учительский кошелек зависит от решения финансистов, и почему уже в следующем году зарплаты педагогов могут не подняться, а, наоборот, вернуться к уровню начала 2011 года.

— 3 августа истекает время, выделенное на окончательное согласование законопроекта. В каком виде он будет внесен в парламент?

— Все понимают, что концептуально законопроект уже менять не будут. И поправки могут быть две. Первая касается сохранения компенсаций коммунальных расходов сельским педагогам. Вторая — более важная и дорогая для бюджета.

Гарантирует ли закон учителям доход не ниже среднего в регионе? Я намерено говорю не о зарплате учителя, а о доходах. Нужно гарантировать, что базовая учительская ставка (18 часов в неделю классной работы) будет не ниже средней зарплаты. Насчет позиции Минфина по этой теме пока ясности нет. Я думаю, ведомство окончательно заблокирует обе поправки. У меня прогноз пессимистичный.

— Почему так важно законодательно зафиксировать именно ставку?
— Весной 2011 года, перед выборами, Владимир Путин объявил о повышении жалования учителям. В рамках проекта модернизации региональных систем образования было выделено до 2013 года 120 млрд. рублей. Однако потом выяснилось, что средняя зарплата растет не за счет более высокой оценки труда учительства, а за счет очень серьезного повышения объема работы. Раньше у учителей было 18 часов классной нагрузки в неделю и 18 часов внеклассной работы. Сюда входило время на проверку тетрадей, методическая работа, профессиональный рост, кружки и так далее. Но большое количество людей, чаще всего пожилых, ушло из школы. А их часы просто распределялись между оставшимися учителями. 36 часов классной работы стало нормой. У многих 43 часа и больше. И получается, что такой учитель только ведет занятия, и не занимается никакой внеклассной работой. Либо он работает по-честному, на две ставки, тогда выходит 72 часа в неделю. А кружки, дополнительные уроки, разные «литературные часы» они никуда не делись, более того, новый школьный стандарт это время только увеличивает. Это колоссальные нагрузки, долго и качественно делать свою трудную учительскую работу при таких условиях невозможно. На такое способны только учителя, которые на автомате тарабанят свои лекции много лет, вообще не меняя содержание уроков. Предложение бизнесмена Михаила Прохорова об увеличении рабочей недели и близко не стоит. Он предлагал 60-часовую рабочую неделю, и помните, как на него все набросились.
— И все-таки, путинское предвыборное повышение зарплат произошло…
— Это была правильная идея. Он и его правительство тогда предложили регионам в обмен на федеральные деньги, которые пошли на обновление школ, потратить аналогичные суммы на повышение зарплат учителям. Регионам давали на выбор два варианта. Либо ваши учителя получают не меньше, чем в среднем по экономике региона, либо вы повышаете среднюю зарплату сразу на треть осенью 2011 года.

— То есть прямо перед декабрьскими выборами в Госдуму?
— Да, именно так. Мониторинг показал повышение учительских зарплат. Но это было глобальное лукавство, растет не оплата учительского труда, а совокупный доход. Вот представьте себе, рабочий на заводе за пятидневку получает 30 тысяч рублей, а его коллега работает три дня и получает 20 тысяч рублей. Можно ли сравнивать эти две зарплаты? Разве выходит, что первый рабочий получает больше? Так и с учительскими зарплатами.

— Кто ответственен за это лукавство? Может быть, в Минобрнауки решили, что учителя раньше слишком вольготно жили со своей 36-часовой рабочей неделей?
— Только при абстрактном бумажном подсчете можно так решить. И раньше учителя работали не 36 часов, а сильно больше. Редко кто из них делал свою работу как на конвейере. Просто здесь возникла развилка в понимании, кто такой учитель. Он ремесленник, который оказывает образовательные услуги, или он творец? Последнее всегда было в традиции нашей школы. Никогда учителя не работали по принципу «оттарабанили 45 минут и вышли из класса». У них есть проблема профессионального выгорания, есть ранняя пенсия, есть доплаты за выслугу лет и более длинный отпуск. Это было придумано не вчера, и придумали это не нынешние чиновники. Конечно, есть проблема заключения более эффективного контракта с учителем. Но министерство слишком мало работает с экспертами и реальными учителями.

— Почему важно иметь в законе «Об образовании» пункт о привязке базовой учительской ставки к средней зарплате в регионе?
— Это госгарантии. В 2013 году деньги на «модернизацию» закончатся. И не факт, что регионы оставят себе свои повышенные обязательства без компенсации из федерального бюджета. Зарплаты могут вернуться к уровню начала 2011 года.

Источник: mn.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий